пятница, 12 марта 2010 г.

Типографика

«Пост посвящается замучанной, старой,
но по-прежнему красивой Типографике.»

В детстве я любил читать книги. У меня их было достаточно и обожал шариться по книжным полкам, брать в руки красивую книгу, пролистывать пару первых страниц, потом пробегаться по середине и смотреть, что там в конце.

Затем в отрочестве я работал курьером, разносил по офисам различные российские журналы и газеты. Пока я их нёс, я мог аккуратно вскрыть упаковку и читать на ходу. Эти журналы сильно отличались от белорусских изданий. Тем более по тематике бизнеса и дизайна. Для меня это своего рода культурный шок.

Так вот, к чему это я.
Меня всегда пёрли и прут до сих пор: красота буквы, игра с вёрсткой и грамотный текст.

И что я вижу сейчас, с наступлением интернет-эпохи?
  1. Люди перестали писать предложения с большой буквы.
    Да, теперь лень зажать клавишу Shift. В свою очередь, только программисты программы Word не поленились автоматически менять регистр буквы после точки.
  2. Люди, чтобы пометить ударение в слове возводят её в верхний регистр. К примеру, «только бОльшие усилия помогут нам».
    Это блять пиздец уебанство, нет слов. К сожалению, разработчики русской раскладки не додумались заменить символ «`» на зна ́к ударе ́ния. А разработчики программ, до сих пор так и не поддержали его.
  3. Люди всё реже читают текст с полной выключкой.
    Веками оттачивалось искусство правильно использовать переносы слов, чтобы сохранить плотность вёрстки, сэкономить бумагу и не мучать глаз поиском следующей строки. А всё потому, что технический прогресс не осилил поддержать переносы как следует. А читать текст с дырками шириной в пять символов, ох как не приятно. Кстати, регулярно встречаются ярые порывы написать примочки для веб-страниц, но как правило это заканчивается экспериментом.
  4. Люди перестали читать большие и интересные тексты.
    Большинство жалуются, что не могут читать текст с экрана. Это естественно, ведь комок символов текстом не назвать. А дизайнеры, в свою очередь, ссут выставить кегль в 14 точек и строки разрядить, чтоб не слипалось.
  5. Люди всё меньше видят разнообразия вёрстки.Почему-то разработчики сайтов решили, что для оформления статьи достаточно переносов строк. Не верю, что врезки, выноски, цитаты, пометки на полях и прочее уже отменили.
  6. Люди редко пишут букву «ё», «ł», «ś».
    Просто лень нажимать клавиши, ради которых придётся напрячь пальцы. В итоге, иностранцам не объяснить почему «все хорошо», читается как «всё хорошо»
И таких претензий у меня тьма; я буду пополнять список по ходу воспоминаний.

Всё дело в том, что чтение и письменность — это одно из чудес света. Они очень важны для развития человека и общества в целом. А развитие типографики шло с самого начала цивилизации и появляния культур.

Как-то я был приглашён на урок информатики и зачитал небольшой практический эскурс в типографику. Дети в 7-ом классе гимназии были удивлены. Они никогда не думали, что в Word можно оформить типичный документ в три раза красивее. И я решил, что принесу огромный букет цветов министру образования, если типографика станет частью уроков работы с компьютером.

Комментариев нет: